Friday, March 27, 2015

48. "Буриад Улс"


Сэлэнгэ мөрөн Байгал нуурыг тэтгэдэг. Бай көл Байгал, Косо көл Хөвсгөл болсон ч дэлхийн цэнгэг усны 20%-ыг хангасаар байна.

"1904.4.24. На станции "Оловянной" буряты привели для продажи забайкальских и монгольских лошадей. Он очень малорослы, но с крепкими спинами, почками и ногами. Пользуясь спросом, продавцы запрашивали от семидесяти пяти до трёх сот, рублей за лошадь, тогда как в обыкновенное время красная цена была бы им от тридцати до ста рублей. Трубецкой купил две лошади nо ста рублей для вьюков..."https://www.litres.ru/a-v-kvitka/dnevnik-zabaykalskogo-kazachego-oficera-russko-yaponskaya-voyna/chitat-onlayn/

Зураг дээр: Буриад-казакууд. 1905.


48. \дуусаагүй\ Нийтлэлч Алхан Болд. "Буриад Улс".

/Буриад хэлээ мэддэггүйгээрээ бараг л бахархдаг гэмээр буриадууд маш олон байна. Үндэсний соёл гэхээр урдаас эсгий гэр, эмээл хазаарыг биш, түвдийн буддын шашныг ярих гэдэг хөөрхийлөлтэй хүмүүс Буриадад олон байна. Өвөөгийнхөө нэрийг түвд эсвэл монгол болохыг үл мэднэ/

Петр Шаблин:Буриад үндэстэн нэг бол мөхнө, үгүй бол..."/1997. "Ил Товчоо"/
Байгал нуурын эргэн тойрны монголчууд барга, баргууд гэгдэж байсныг оросууд "брат" гэж дуудах болсноор бурят буюу буриад болсон ард түмэн. Одоо тэд 600 мянга орчим байна.

1620 оноос Байгал нуурын эргэн тойронд амьдардаг монголчуудын нутагт оросууд иржээ. 1931 онд одоогын Эрхүүгийн Братск хотын суурь тавигджээ. Дэлхийн цэнэглэгч усны нөөцийг агуулдаг Байгал нуурын эргэн тойронд амьдардаг буриадууд уг нь их азтай монголчууд/.


1696.2.18: Так, в «Наказе нерчинским воеводам», подписанном Петром I в канун Азовского похода против турок 18 февраля 1696 года, целый ряд пунктов касался и ясака, и мехов, называемых «рухлядью», и отношения к коренному населению.
Уже в 8-м пункте было сказано: «Будучи в Нерчинском и в острогах, воеводе успокаивать ясачных и увещевать их безбоязно приезжать в остроги».
В 21-м пункте даются указания, «чтоб ясак собирать ласково и приветливо, а «не жесточью и не правежем»; не брать двух и трёх ясаков в один год». Подробно расписывалось, как поступать с теми, кто отказывался платить ясак и в каких случаях допустимы крайние меры.

1701.1.05: 5 января 1701 года царь подписывает очередной «Наказ нерчинским воеводам». Россия вступила в войну со Швецией, и нужда в мехах резко выросла. Вот и появляется 10-й пункт в этом документе: «За сбором ясака посылать служилых людей самых добрых, чтоб не делать обид и разорений ясачным людям. Предписано заносить в ясак лиц, достигших 18-летнего возраста, и исключить тех, которые «стары и увечны и на лешие свои промысла не ходят».
Разрешено давать льготу в уплате ясака людям, которых постигло какое-либо несчастье — но всё же предписано собирать ясак «с великим радением», чтоб «пред прежним окладом учинить Великому Государю прибыль, а убыли бы… никакой не учинить».
В 17-м пункте «Наказа» было вновь чётко сказано: «Собирать ясак ласково; жён и детей у ясачных не покупать и не отбирать силой, неволей не крестить, из Сибири в другие города с собой не вывозить, «чтоб сибирская страна пространялась, а не пустела».

Осенью 1702 года посланники хоринских бурят, совершив традиционные молебны и ритуальные жертвоприношения, двинулись в далёкий путь.
Прибыв в Москву, буряты с трудом устроились в Китай-городе. Ещё больше трудностей пришлось преодолеть, добиваясь приёма у царских сановников. На счастье хоринцев, им повстречался Фёдор Алексеевич Головин.
В 1688 году Головин был отправлен царским правительством в Забайкалье для урегулирования пограничного конфликта с Китайской империей, после которого был заключен Нерчинский договор. По приказу Головина был отстроен новый Удинский острог и значительно укреплены другие остроги в землях хори-бурят. В этой поездке он и познакомился с бурятским народом. Головин помог делегации обустроиться и, самое главное, организовать аудиенцию у Петра I.
Царь принял делегацию в конце февраля 1703 года. Царь принял делегацию в конце февраля 1703 года. Бадан Туракин и Эреэхэн-удаган преподнесли царю соболью шубу и золотые слитки, угостили Петра тарасуном (молочным вином). После чего главы делегации поведали государю о своих проблемах. Царь, внимательно выслушав хоринцев, повелел готовить Указ, который был подписан им 22 марта 1703 года. В Указе говорится:
«В нынешнем, 1703 году, февраля в 25 день, били челом нам, Великому Государю, Нерчинские, ясашных брацких людей разных родов, галзутского роду зайсан Бадан Туракин, да харганатского роду зайсан Дасха Бодороев, да бодонгутского роду…, и все родовые ясашные брацкие люди. Жалоба — де их иноземцев Иркутского присуду на селенгинских и удинских служилых и всяких чинов людей; в прошлых годах деды их жили за мунгальскими тайшами и, не похотя за ними жить, и со всеми своими родами вошли в наш Великого Государя ясак… на породные свои земли кочевать, где жили прадеды и деды и отцы их, и после — де их и иные роды их вошли в наш, Великого Государя, ясашный платеж; а породные их земли — кочевные места вниз по Селенге, по Уде и по Курбе рекам, а на тех их кочевных местах удинские казаки целыми заимками поселились по правую сторону и ниже Чикою реки по Хилку, по Темную, по Уде и Итанце подле Байкала моря. И нам, Великому Государю, пожаловать бы их иноземцев за их радетельные многие непрестанные службы и ясашный платеж: велеть им быть под Нерчинском по-прежнему в их породных землях и кочевных и вышесказанных местах по правую сторону Селенги реки; а с Кударинских степей их, селенгинских и удинских служивых и всяких чинов людей, с заимки свести на другую сторону Селенги реки»




No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.