Thursday, January 29, 2015

36. "Лам нарыг тэжээхийг ...".

Зураг дээр: Мөхлийн ирмэгт байгаа Монгол. 1913. Стефан Пассет.

/В 1872 году этот монастырь получившии в народе название Шара-Сумэ подвергся почти полному разрушению, причем монахи уже при одном слухе о приблежении дунган разбежались, оставив его без охраны.../.

36. \дуусаагүй\Нийтлэлч Алхан Болд.
 
"Лам нарыг тэжээхийг Монголд сүсэглэх гэдэг."
Зуд болоход нохой таргалдаг
Зовлон болоход лам таргалдаг" эртнээс ярьж ирсэн монголчууд лам нарынхаа дотор дүрийг мэднэ.
Жаахан тодотгож хэлбэл, зуд бол өвөл бүр болдоггүй. Лам нар  бол харин өдөр алгасахгүй өргөл, барьц авч суудаг учраас монголчууд бас тэднийгээ "шар хувалз" гэж нэрийдэх  нь ч бий. 
1918 онд Монголын эрэгтэй хүмүүсийн 44% лам, банди нар байв. Ленин хэлсэн болохоос биш, шашин бол хар тамхи гэдэг нь гашуун ч, үнэн юм.
Энэ арми эх оронд аюул тохиолдоход /1919/босдоггүй мөртлөө, өөрсдийн ашиг, тав тух нь багасаад ирэхээр л босдог/1932/.

Лам нарын армийг тэжээхийг Монголд буддын шашин гэдэг. 1990 оноос сүм хийдүүд Бизнес Центрүүд болох гараагаа эхэлсэн. 

"...A solitary, meagrely clad little old woman pattered to and fro several times between the two courtyards. In her outstretched hands she carried a small faded hadak and a shabby leather bag. I asked her through window if she, too, was not going to the place of the festival. Yes, indeed, she was, but the crowd and all the noise had made her giddy in the head. She had come from far out on the steppe where she lived alone with her seven goats, and she was so poor that she had only been able to bring this little bag of goat's milk cheese. Now she did not know whether to offer it on the altar of Maidari or to lay at Yolros Lama's feet. It was terrible problem. 
I escorted her to Yolros Lama's door and observed with what trembling supplication she approached the Great Miracle. Her old knees creaked as she tried with the help of her stick to get down into a kneeling posture to present her offering.../page 41, "Men and Gods in Mongolia" by Henning Haslund.

Монголчуудын толгойг угаах гол зэвсэг-буддын шашныг санхүүжүүлж байсны нэг баримтуудаас: 
"- Об этом монастыре монгольская летопись Эрдэнийн Эрхи впервые упоминает под 1762 г, когда на его месте находилась лишь небольшая обитель, основанная өлетским ламой Дондоком. На отпущенные пекинского казначейства 10000 лан, эта обитель была в 1766 г. значительно расширена, обведена каменной стеной, в ней выстроен был общирный храм и помещения и хувараков; одновременно в него собраны были ламы из мянгатского и өлетского хошунов и управление было передано хутуктам Дзасакту-хановского и Сайн-нойнского аймаков. 
В 1872 году этот монастырь получившии в народе название Шара-Сумэ подвергся почти полному разрушению, причем монахи уже при одном слухе о приблежении дунган разбежались, оставив его без охраны...".

"...В Ламыйн-гэгэне как одном из самых главных, старинных и больших монастырей, примыкающих к Гобийской части Монголии, таких праздников летом бывает особенно много. В монастыре было около 2 0 0 0 постоянно живущих лам, которые возглавля48 лись молодым гэгэном в возрасте от 18 до 20 лет. И вот в праздники 49 как на поклонение этому гэгэну, так и к празднику цам , а также проведать родственников лам и за покупками (рядом с монастырем был расположен целый ряд торговых организаций) съезжались многотысячные толпы аратов, приезжающих иногда за 400-500 км и более. К каждому живущему в монастыре ламе обязательно приезжали 1 - 2 человека из его семьи, а то и вся его семья прикочевывала к монастырю со всем своим хозяйством. Ехали и везли массу подарков и подношений ближние и дальние родственники живущих в монастыре лам.
Особенно много подношений везли араты главному и самому «святому» ламе монастыря — гэгэну.
Для приема поклонников и их приношений ламы во дворе одного храма устроили для Цэрэн Дорджи (имя гэгэна) под тентом (был июль, и стояла страшная жара) седалище, нечто вроде своеобразного трона, куда араты со своими приношениями и потянулись нескончаемой цепочкой. Окружающие гэгэна ламы пропускали богомольцев по определенной очереди, сначала, по-видимому, аратов с более ценными подарками. Молодому гэгэну страшно надоедали все эти поклонники, а особенно в такие жаркие, душные июльские дни, когда ему приходилось сидеть и принимать их почти целыми днями. Обычно он к каждому подходившему и кланявшемуся богомольцу прикасался четками, которые держал в руке, или какой-то еще особой, по-видимому, для этого предназначенной палочкой. Но иногда это ему надоедало, действовала страшная жара, да и рука от беспрерывного благословения уставала, и он подползавшего к нему, часто на коленях, арата трогал, а иногда и основательно пихал ногой, а то и просто, взяв какойлибо лежащий предмет, запускал в своих поклонников. В числе таких предметов два раза была чашка из-под кумыса, стоявшая возле гэгэна...".


Сурвалжилга: Банк, гандан хоёрыг ялгахааргүй болжээ

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.