Зураг дээр: Зүүн Гарын Хаант Улсын нутаг байжээ.
****1876.5.16:"...Напутствуемые пожеланиями счастливого пути и благополучного возвращения, мы выступили из Зайсанского поста 16 мая и, сделав небольшой переход, остановились на ночлег в проходе Джан-Тиль горного хребта Манрака, через который пролегает дорога на высокую Чиликтинскую равнину, лежащую к югу от этого хребта. Вершины Манрака, не достигающие снежной линии, уже были покрыты свежей зеленью и перед солнечным закатом блестели мягким, золотистым светом, отражавшимся приятным колоритом и на соседних обнаженных утесах и скалах
Мы раскинули наши юрты на берегу живописного горного ручейка, струившегося среди ущелья; казаки развели костры и вскоре принялись за ужин; между тем сопровождавшие караван киргизы совершали свою вечернюю молитву: разостлав широкий войлок на земле, они выстроились в шеренгу, лицом к западу и начали взывать монотонно и уныло к Аллаху, сопровождая эти взывания своими оригинальными знамениями, коленопреклонением и частыми земными поклонами..."
"ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ ДЖУНГАРИИ", М. В. Певцов.
В конце осени 1756 г. Амурсана, после пятимесячного пребывания у Аблай-султана, вновь появился в Джунгарии.
Зиму 1756/57 г. он провел в горах Тарбагатая, собирая новые силы для борьбы против маньчжурских завоевателей. Он рассчитывал объединиться с антиманьчжурскими силами Халхи, где летом 1756 г. вспыхнуло вооруженное восстание, во главе которого стоял крупный феодал Ценгунжаб.
Положение в Халхе в это время было весьма напряженным.. Восстание Амур-саны и возобновление военных действий в Джунгарии вызвали новую волну мобилизаций, реквизиций и всяческих поборов. Местные маньчжурские гражданские и военные власти стали отбирать у населения Халхи последних лошадей, коров и т. д. Дело дошло до того, что почтовые станции’
на тракте Кяхта — Урга были оставлены без сменных лошадей, вследствие чего проезжавшие по этому тракту должны были всю дорогу ехать на -одних и тех же лошадях. Нужда, вызванная маньчжурскими поборами, усугублялась -стихийнымбедствием. Вследствие неблагоприятной зимы 1755/56 г., сопровождавшейся сильными морозами и глубокими снегами, начался массовый падеж -скота из-за бескормицы. К тому же встране свирепствовала эпидемия оспы, уносившая много жизней. В этих условиях с новой силой вспыхнуло антиманьчжурок-ое движение, пошедшее было на убыль летом 1755 г.
Зураг дээр: Улаанаар тэмдэглэгдсэн нь Шинжаан-Уйгарын Зүүн гар/газарзүйн муж/:
Зураг др: Эрчис буюу Иртыш мөрөн:
Зураг дээр: Казахстан дахь Зүүнгарын Алтайн/Алатау/ Үндэстний Парк.
Алтын-Эмель» (каз. «Алтынемел» мемлекеттік ұлттық табиғи паркі)
Зураг дээр: Зүүн Казахстанд буй Тарбагатайн уулс:
/ Увс аймагт Киргиз/Хяргас/ нуур, Казахстанд Тарбагатайн Уулс/
1634: Цоросын Галдан бошгот Зүүнгарын хаант улсыг байгуулав. 5-р Далай Ламаас бошгот цолыг хүртэв.
1688: Зүүн гарыхан Халх руу довтлов.
1690: Манжуудтай байлдав.
1755-1758: Манжууд Зүүнгарыг эзлэв.
1758: Мөхөв.
************************************************************
/ Би үүнийг зөвшөөрч өөрийн хошуунаас санаа зориг нийлсэн хүмүүсийг цэрэг элсүүлэн авч мордох болов. "Та нар цэрэгт мордох уу?" гэсэнд бид цөм зөвшөөрсөн юм...Сумьяа бол цэрэг дайнд их явсан, хал үзсэн хүн болохоор энэ ажлийг тун нарийн зохион байгуулсан юм. Ил мужид байхдаа Манж, хятадын дарлалыг эсэргүүцэн бослого гаргахад зарим хүмүүс урваж уул бослого амжилтгүй болж олон хүнээ алуулж нутгаасаа дүрвэн гарч ирсэн болохоор хашир байх байх нь ч аргагүй байв...". Маадайн Авилай/1880-1938/-Шинжааны нутаг Ил Тарвагатайн Бор тал гэдэг хэмээх газар төржээ/. хуудас 20, "Монгол Ардын Журамт цэргийн дуртгалууд". 1982 он.
Гарал үүсэл нэгтэй эсгий гэрт нүүдэлчид=киргиз/1922 оноос казах гэгдэх болсон/, монголчууд Алтайн уулсын эргэн тойронд амьдарсаар ирсэн. Чингис Хааны цэргүүдийн нилээд нь киргизүүдийн дунд уусаж үлдсэн. Тэд өнөөдөр Казахстанд буй.
Хятадын Шинжаан Уйгар, Казахстан хоёрын дунд-одоогийн Монгол Улсынхтай дүйцэх том орон зайг эзэлж байсан Зүүнгарын Хаант улсын нутгийн ихэнхид монгол яриа дуулдахаа болиод удаж байна. Шинжаан Уйгарын хойд хэсэг нь Зүүн Гарынх байв. Бас Казахстаны зүүн хэсэг хэсэг нь бас Зүүнгарын хаант улсынх байлаа. Казахууд энэ уулсыг Алатау гэнэ. "Тау" бол уул гэсэн түрэг үг. Казахстанд Тарбагатай гэж уулс бий. Буриадад бас ийм нэртэй уул бий. Гэтэл тарвагыг киргизүүд "суыр" гэхээс биш, тарвага гэдэггүй. Суыртау гэж нэрлээгүй....
"...Бид аажмаар олон уултай Тарбагатайн бүс рүү ойртон ирэв. 1863-1873 онуудад Тарбагатай болон ойролцоох уулсаар өмнө зүгээс ирсэн өөлд-халимагууд суурьшжээ. Дөрвөлжинээс холгүй халимаг айлууд тааралдах болж, тэр ч бүү ч хэл хэдэн удаа гэр-хийд ч харагдсан. 1925.5.28-нд манай экспедиц худалдааны төв-Чугучакаас холгүй орших Дөрвөлжин гэх жижигхэн хотхонд ирэв..."/"...Постепенно мы приближались к обширному горному району Тарбагатай. В 1863— 1873 годах Тарбагатай и близлежащие Нефритовые горы заселили олёты — калмыцкие племена, пришедшие с юга. Вскоре неподалеку от Дурбульджина все чаще стали попадаться калмыцкие стойбища, где мы видели даже несколько кочевых монастырей в юртах.
26 мая экспедиция была в Дурбульджине/Дөрвөлжин. А.Б/, небольшом городке к востоку от Чугучака — центра пограничной торговли, а на следую..."
"По тропам Срединной Азии".
***********1964.6.16: "....В ауле Биджи мы узнали также, что и наше путешествие по Восточному Тарбагатаю было небезопасно. В то время как мы спускались по долине Терсайрыка, Джумуки собрали вече для решения вопроса, не напасть ли на нас. Вече единодушно решило с позором прогнать нас из Тарбагатая; был составлен значительный отряд из пылких патриотов, вооруженных и горевших желанием сразиться за отечество. После двухдневного следования за нами по пятам одному рассудительному воину пришла нечаянно в голову прозаическая мысль, не лучше ли, чем искать славы в смерти за отечество, возвратиться к своим табунам и невестам. Эта вероломная идея также быстро овладела всеми патриотами, как прежде жажда славы, и толпа разбрелась по своим долинам.
Вообще киргизы любят жизнь и боятся умирать. Легкость пропитания, умеренный климат, симпатичность в личных отношениях между собою образуют в киргизах привязанность к жизни, и кир-/Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 года Карла Струве и Григория Потанина/
Ядуурсан монголчуудын гэр яаж тухтай байсан байх вэ дээ:
"4.24. Зам чулуутай нарийхан хөндий рүү чиглэснээ дараа нь цастай өргөн даваануудаар өгсөхдөө зүүн талд жижиг нуурыг өнгөрч, тэдгээр даваануудын оройгоор бид Оросын хилийг давав. Тэндээс огцом уруудахад өмнө маань Чуйн гол эхээ авдаг өргөн тал гарч ирсэн бөгөөд үүнийг тойрсон цастай даваа, уулсаар Сибирийн Алтай, Монголын Алтай хоёр холбогддог юм. Эдгээр даваанууд бол Чуйн Уулсын эхэн бөгөөд Кош-Aгачаас цааш үргэлжилнэ. Бид хилээс 15 мод, Кош-Агачаас нааш 45 мод газарт газарт буй гаалийн газарт буув. Чуйн тал, цөлийн зүүн төгсгөлд байгаа энэ зогсоолд бүх ачаа, барааг шалгадаг. Эндхийн киргиз, теленгит нарын төлөөлөгчид Роздольскийг угтав. Бид цаашаа 15 мод явж киргизүүдийн лагерьт хонов. Киргиз гэр монголчуудынхаас том, илүү тохилог ажээ..." /"...24th April , — The road lay up a narrow rocky valley and then ascended large snow hills, passed a small lake on the left, and after reaching the top of the hills, crossed the Russian frontier. We descended a steep pass, and beneath us was the plain in which the Chuya River has its origin, completely encircled by snow hills and mountains, which form the connecting link between the northern Altai system of Siberia and the southern Altai mountains of Mongolia. These hills are the beginning of the Chuyan Alps, which extend in front of us beyond Kosh Agatch. We stopped for luncheon at the Customs Barrier station, 15 versts over the frontier and 45 versts from Kosh Agatch. This station is at the eastern end of the Chuyan plain or desert, and all luggage, goods, etc., are examined here.
Mr. Rozdolsky was greeted by a deputation representing the Kirghiz and Telengites of the district. We spent the night 1 5 versts farther on in a Kirghiz encampment, the Kirghiz yurts being slightly larger and more comfortable than
those found in Mongolia...". /pages 238, 239/, "With The Russians In Mongolia" by Perry ayscough, H.g.c and Otter-barry, R.B
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.